Уголок пациента

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СПЕЦИАЛИСТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Введение 

Данный кодекс представляет собой свод основополагающих при оказании профессиональной помощи принципов профессионального поведения, которыми должен руководствоваться стоматолог и весь медицинский персонал во взаимоотношениях с пациентами.

Принимая во внимание положение законодательно-правовых документов Российской Федерации в части охраны здоровья населения и оказания медицинской (стоматологической помощи) и руководствуясь принципами гуманизма, милосердия и этическими нормами, установленными международными и отечественными общественными объединениями медицинских работников, Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) принимает настоящий Этический Кодекс с целью совершенствования механизма регулирования социальных, экономических и медицинских отношений юридических и физических лиц в системе стоматологической помощи с позиции норм профессиональной морали и этики.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Специалисты стоматологического профиля, являясь достойной частью российского общества, выполняют все его законы, правила и нормы поведения.

1.2. Данный Кодекс разработан с учетом реальных возможностей сочетания интересов общества, пациентов и специалистов стоматологического профиля на условиях взаимного уважения и взаимопонимания.

1.3. Цель Кодекса - определение, установление и сохранение этических норм и правил профессионального поведения и взаимопонимания специалистов стоматологического профиля при выполнении ими своего социального предназначения и профессионального долга для поддержания достойного имиджа и престижа своей специальности в обществе, системе отечественного здравоохранения и Международной Федерации Стоматологов (FDI).

1.4. Действие Этического Кодекса и утверждаемых им принципов профессионального поведения специалистов стоматологического профиля распространяются на всех работников стоматологической службы России независимо от ведомственной принадлежности, форм организации и собственности учреждений, в которых они работают.

1.5. Положения Кодекса и этических принципов профессионального поведения принимаются добровольно.

1.6. Нарушения положений данного Кодекса могут быть обсуждены коллегами независимо оттого, является ли специалист членом общественных профессиональных объединений (ассоциаций) или нет.

1.7. Решение о вынесении осуждения действий специалиста стоматологического профиля, нарушившего установленные данным Кодексом нормы поведения, принимается постоянными органами управления в структуре региональных общественных стоматологических объединений (ассоциаций), Советом СтАР или соответствующими комиссиями органов управления, а также общественной комиссией (советом) стоматологического учреждения, в котором работает специалист стоматологии, нарушивший нормы поведения, установленные данным Кодексом.

1.8. Понятие компетентности и соответствие профессиональному статусу врача-стоматолога, в первую очередь, определяется знаниями, умением и опытом, проявляемыми во взаимоотношениях с пациентами и обществом. Специалист стоматологического профиля должен постоянно совершенствовать свои знания, проводить лечение в строгом соответствии с действующими профессиональными стандартами, используя медикаменты, материалы и методики, разрешенные к применению в Российской Федерации.

2. СПЕЦИАЛИСТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ОБЩЕСТВО

2.1. Главной профессиональной обязанностью врача-стоматолога является оказание компетентной, качественной и своевременной стоматологической помощи пациентам на основе своих профессиональных знаний и умений.

2.2. Цель деятельности других специалистов стоматологического профиля - оказание содействия и помощи врачу с учетом реальных возможностей и уровня своей компетенции.

2.3. Неотложная помощь обязательно оказывается при состояниях, угрожающих жизни пациента, или предпринимаются действия для ее оказания.

2.4. Врач обязан с учетом реальных возможностей оказать неотложную медицинскую и стоматологическую помощь любому члену общества вне зависимости от его социального статуса, пола, национальности, политических убеждений, пр.

2.5. Врач не должен:

2.5.1. Предоставлять недостоверную или заведомо ложную информацию о своем образовании, квалификации или компетенции;

2.5.2. Ссылаться и использовать не имеющие места награды, дипломы, пр.

2.6. Учитывая особенности медицинского образования и роль врача в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно в тех, где пропагандируется здоровье и здоровый образ жизни: экологических, санитарно-гигиенических, пропагандировать культурные аспекты профилактики и лечения заболеваний.

2.7. При заключении трудового соглашения (контракта, договора) специалист стоматологического профиля принимает на себя все нормы личной профессиональной ответственности, связанной с выполнением своих функциональных обязанностей.

2.8. Осуществляя свою деятельность в обществе, врач обязан и имеет право: соблюдать свою профессиональную независимость; принимать на себя всю полноту ответственности за свои решения; отклонять любые попытки давления со стороны юридических и физических лиц, ограничивающих действия врача при выполнении им его прямых функциональных обязанностей.

2.9. Участвуя в условиях коллективного обсуждения профессиональных проблем деятельности (экспертизах, комиссиях, консультациях, совещаниях, пр.), врач имеет право и обязан открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях любой формы давления на него - обращаться к общественным и/или юридическим методам защиты.

3. СПЕЦИАЛИСТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И СтАР 

3.1. Отношения специалиста стоматологии и СтАР определяются Уставом СтАР и данным Этическим Кодексом.

3.2. СтАР выступает за равенство возможностей для каждого специалиста стоматологического профиля в рамках его компетентности при осуществлении им профессиональной деятельности в структуре ассоциации в получении образования, при приеме на работу и других аспектах его деятельности с учетом возможностей Ассоциации.

3.3. СтАР провозглашает охрану и защиту независимости профессиональных и этических решений врача от необоснованных действий юридических и физических лиц.

3.4. Специалист стоматологического профиля обязан соблюдать требования и положения профессиональных стандартов.

4. ВРАЧ И ПАЦИЕНТ

4.1. Основа взаимоотношений врача-стоматолога и пациента определяется положениями соответствующих законодательно-правовых документов.

4.2. Врач никогда не должен уклоняться от приема или отказывать в помощи пациентам по расовым, национальным, религиозным и другим признакам.

4.3. Врач обязан:

4.3.1. Сохранять врачебную тайну и другие сведения, которые важны для благополучия пациента. Одновременно он обязан испрашивать любую необходимую ему для лечения больного информацию от других врачей. Не являются разглашением врачебной тайны случаи передачи медицинской информации с целью:
  • профессиональных консультаций;
  • проведения научных исследований;
  • оценок эффективности лечебной помощи;
  • экспертизы качества медицинской помощи;
  • проведения учебного процесса;
  • предотвращения возможности причинения серьезного вреда самому больному или окружающим лицам;
  • определения решений суда;
  • в случаях, предусмотренных законодательством. Во всех указанных случаях врач должен проинформировать пациента о неизбежности раскрытия информации и, по возможности, получить на это его согласие.

4.3.2. Обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование и лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.

4.3.3. Постоянно помнить о своем долге сохранения здоровья и жизни пациента, руководствуясь принципом сострадания, уважения его прав и человеческого достоинства.

4.3.4. Обсудить с пациентом альтернативные планы обследования и лечения, включая преимущества, степень риска и прогноз в каждом случае, возможные осложнения, рациональность, соответствующую стоимость с тем, чтобы предоставить пациенту право самому сделать обоснованный выбор.

4.3.5. При обнаружении своих ошибочных действий, приведших к неправильному либо некачественному лечению, или обнаружении таковых его коллегами без дополнительного гонорара попытаться исправить ошибку и добиться положительного результата в лечении.

4.3.6. Проинформировать соответствующие инстанции о серьезной травме, любом виде зависимости, опасном инфекционном заболевании или любом другом состоянии, которые воспрепятствуют проведению квалифицированного и безопасного лечения пациентов.

4.4. Врач не имеет права:

4.4.1. Останавливать процесс лечения, не уведомив об этом пациента. В случае невозможности дальнейшего выполнения своих функций врач должен принять меры по организации преемственности лечения.

4.4.2. Давать скептическую оценку или комментарии по отношению к качеству лечения, оказанному пациенту другим врачом.

4.4.3. Использовать технологии и методы (диагностики) лечения, которые не получили общественного признания со стороны коллег. СтАР или не имеют соответствующих авторских (патентных) прав, установленных в соответствии с законодательством.

4.4.4. Препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.

4.4.5. Заниматься саморекламой, несовместимой с этическими нормами.

4.4.6. Навязывать пациенту свои личные предубеждения (религиозные, политические, пр.). оказывающие воздействие на диагностику и лечение.

4.5. Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои действия в процессе диагностики, лечения заболевания и профилактики осложнений.

4.6. Пациент имеет право:

  • выбора врача с учетом его согласия;
  • на достоверную информацию о состоянии своего стоматологического здоровья в рамках специализации деятельности врача и с учетом возможностей данного врача в предоставлении указанной информации;
  • на то, что никакие вмешательства без его ведома не могут быть осуществлены в стоматологическом учреждении, если пациент не является источником опасности для окружающих, и тяжесть физического или психического состояния не позволяют ему принять осознанное решение.

4.7. Врач имеет право отказаться от выполнения диагностических и лечебных мероприятий в ситуациях:

  • не требующих оказания неотложной помощи, если пациент имеет возможность обратиться в другое стоматологическое учреждение или к другому врачу; личного конфликта с пациентом, возникшем по инициативе пациента (невыполнение рекомендаций, нарушение условий приема, наркотическое состояние больного, алкогольное опьянение и др.), недостатка рабочего времени;
  • если в процессе оказания помощи может возникнуть реальная угроза жизни и здоровью врача или окружающих;
  • уклонение пациента от выполнения положений договора, составленного самим врачом или учреждением, интересы которого он представлял;
  • в случаях, когда на него возлагается осуществление принудительного со стороны третьего лица обследования или лечения. О мотивах своего отказа он обязан информировать лиц, принявших решение о принудительном лечении. В случаях развития конфликта с данным третьим лицом обратиться к руководству региональной стоматологической ассоциации илиСтАР.

5. ПРИНЦИПЫ КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ 

5.1. Каждый специалист стоматологического профиля обязан:

  • делать все от него зависящее для консолидации сообщества специалистов стоматологии;
  • активно участвовать в работе стоматологической ассоциации региона иСтАР;
  • регулярно следить за публикациями в профессиональных средствах информацииСтАР;
  • защищать честь и достоинство коллег как свои собственные;
  • блюсти моральную чистоту стоматологического сообщества;
  • активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб престижу стоматологии и здоровью населения;
  • быть честным и добропорядочным во взаимоотношениях с коллегами, с уважением относиться к их знаниям и опыту;
  • быть готовым передать бескорыстно им свой опыт и знания;
  • не допускать попыток укрепления своего авторитета путем дискредитации коллег, негативных высказываний в их адрес в присутствии пациентов и их родственников;
  • переманивать пациентов у своих коллег;
  • при участии в аттестации работ свои коллег, при осуществлении экспертизы их действий быть предельно объективным в своих выводах и рекомендациях, которые должны быть направлены на улучшение работы коллег;
  • сообщить в установленном порядке о случаях непрофессионального поведения, о несоответствии проведенного лечения принятым профессиональным стандартам;
  • делать достоянием общества результаты проводимых исследований в случае их актуальности для охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, выгоды для практической деятельности (авторские права охраняются в соответствии с действующим законодательством);
  • в работе с коллегами и пациентами придерживаться только официального статуса своего профессионального положения.

5.2. Коллеги не вправе осуждать специалиста, если его действия при проведении лечебно-профилактических мероприятий оказались не эффективными по причине:

  • искажения достоверности информации со стороны пациента;
  • административного давления третьих лиц, не обеспечивших соответствующие условия для оказания помощи.

5.3. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не унижать его человеческого достоинства. Следует помнить, что критике могут подвергаться только профессиональные действия, а не личностные качества коллег.

5.4. Предложение безвозмездной стоматологической помощи коллегам -этично и гуманно.

6. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

6.1. Реклама стоматологической деятельности должна иметь объективный характер, не ущемлять интересы других лиц, не нести в себе элементы восхваления и тем самым не вводить в заблуждение пациентов, предполагая неоправданные ожидания.

6.2. При даче информации через общественные источники специалисты стоматологии должны прежде всего заботиться о сохранении престижа профессии.

6.3. Информационный престиж и репутация специалиста должны основываться на признании его профессиональных способностей со стороны коллег.

6.4. Специалист обязан избегать рекламирования своих методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний через непрофессиональные средства информации.

6.5. Реклама цен на стоматологическую помощь и отступление от них возможна только по согласованию и взаимному договору коллег конкретной административной территории.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НОРМ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА

7.1. При нарушении норм Этического Кодекса специалист стоматологии может:

  • получить порицание со стороны коллег как в устной форме, так и через средства профессиональной и общественной информации;
  • быть ограничен в правах члена ассоциации (приостановление членства на определенное время, исключение из состава руководящих органов ассоциации, пр.).

7.2. Все формы наказаний применяются в случае поступления сведений о нарушении специалистом Этического Кодекса. Для их изучения региональная Ассоциация стоматологов создает специальную комиссию, которая тщательно рассматривает все относящиеся к поступившей информации факты* Основанием для создания комиссии и рассмотрения могут быть: жалобы пациентов, информация коллег, опубликованные либо другим способом сообщения факты, возбуждение уголовного дела. При уклонении специалиста-стоматолога от участия в работе комиссии без уважительных причин комиссия может работать и принимать решения без него. Комиссия, рассмотревшая материалы, на их основании готовит свое заключение, которое выносится на постоянно действующий орган управления территориальной ассоциации.

Кодекс принят на V съезде СтАР
15 сентября 1999 года